Школьный музей как площадка приобщения современных школьников к исторической памяти народа.
Школьный музей как площадка приобщения современных школьников к исторической памяти народа.
Историческая память – комплекс разделяемых настоящим обществом мифов, традиций, верований, представлений об общем прошлом; опыт, пережитый людьми совместно. Историческая память – не просто канал передачи сведений о прошлом, это важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, такой тип памяти, который имеет особенное значение для интеграции социальных групп в настоящем.
В Законе РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности, среди важнейших названа задача патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Школьные музеи становятся «территорией» памяти, работа по созданию школьного музея, его фунционирование являются одними из самых действенных способов воспитания гражданственности, патриотизма.
Школьный музей – сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно- краеведческая работа – своего рода «социальное сито», в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать, аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе актива школьного музея, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности к происходящим событиям.
Специфической особенностью школьного музея «История села» Лобанихинского филиала, является краеведческий характер, так как изучаются преимущественно события и явления, связанные с историей школы, села и родного края. Профиль музея: историко-краеведческий.
В нашей школе кабинет истории и музей расположены в одном помещении, это очень удобно. Основная экспозиция музея не перегружена, часть его фондов хранится в запасниках. Музей оборудован специальными выставочными стендами-шкафами.
Целью создания и деятельности школьного музея является создание организационно-педагогических условий, способствующих духовно-нравственному развитию обучающихся, формирование у них коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Задачи школьного музея:
охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного города;
экскурсионно – массовая работа с обучающимися и жителями села;
формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.
Воспитательная работа нашей школы всегда насыщена патриотическим содержанием, интересными формами работы. В воспитательной системе работы школы существует ряд мероприятий, которые проводятся в музее или с использованием музейных материалов. Это акции и мероприятия, приуроченные к памятным датам нашей Родины, конкурсы различного уровня, от школьных до международных.
Детям нравится посещать школьный музей, они с большим интересом рассматривают фотографии и альбомы, старинные вещи, экспонаты, многие из которых можно трогать руками. Вся деятельность школьного музея направлена на формирование нравственной позиции школьников.
В музее действуют и постоянно пополняются различные экспозиции: "Уголок русской избы", "Поклонимся Великим тем годам!", "История школы","Нумизматика", "Мода в стиле прошлого", "Наука и техника","С села начинается Родина!","Наш край" и другие.
Экспозиции содержат материалы по истории села, о первоцелинниках, рабочих династиях и т.д. В фонде музея более 300 экспонатов. Многие из них были собраны в ходе поисковой работы или являются подарками жителей села.
Музей школы - составляющая часть открытого воспитательного пространства образовательного учреждения. Особое внимание обращается на работу с младшими школьниками, что позволяет им почувствовать себя частью коллектива, приобщиться к коллективной памяти. Материалы музея не только формируют у учащихся знания об истории школы и села, но и способствуют развитию интереса к их учебной деятельности, уважению к труду учителей, односельчан, их собственному учебному труду. Рассказ о том, как складывались судьбы и трудовая или боевая деятельность земляков, во многом решает задачу накопления школьниками социального опыта. Сохраняя лучшие традиции, которые сложились в работе музея школы, пытаемся найти новое содержание и новые формы работы, соответствующие требованиям сегодняшнего дня.
Главная задача на современном этапе – повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала молодого поколения через вовлечение детей и молодежи в деятельность патриотической направленности, сохранение и развитие традиций Отечества.
Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим. Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершённым. Мы не вправе предать забвению то, что было нашей славой и по праву обязано перейти в память и дела последующих поколений.
Многолетняя работа нашего музея лучшее тому подтверждение. Спасибо за внимание.
Работа школьного музея Руководитель музея: Стукалова Л.П.